Найти: на

Информационный портал города Московский
Главная страница

Деревня Саларьево

Дата опубликования: 11 мая 2011
Автор: Г.Гарин

Историю деревни Саларьево можно проследить с середины XVI в., когда она принадлежала участнику Казанского и Полоцкого походов, а затем царскому казначею дьяку Никите Фунтикову. Неизвестно, чувствовал ли дьяк скорую кончину, но непосредственно перед своей казнью «По Новгородскому делу» он успел продать вотчину Троице-Сергиевскому монастырю. «Лета 1570, месяца сентября, в 7 день, - записано в делах монастыря, - царь-государь и великий князь Иван Васильевич дал... по своей царице Марии 500 руб. на корм для сорочин, да 1000 рублев на село и на те деньги купили село (так указывается в документе) Саларьево... у Никиты Фунтикова, а дали за него 700 рублев».

В записях за 1594 г. Саларьево значится как сельцо с монастырским двором и двором приказчика, 15 крестьянскими дворами. Крестьяне пахали 120 дес. монастырской земли, заготавливали для монастыря сено и дрова, кроме того «емлють с них с 1587 по нынешний 1594 год по ведру сметаны да по 100 яиц на год,... да приказчику дают три алтына денег, да приказчику же со свадеб по гривне».

В годы смуты Саларьево погибло, и в дозорных книгах 1614 г. значится пустошью. Однако, монастырь быстро заселил ее и уже через два года здесь значилось 15 мужчин «саларьеваих старых крестьян и новоприходцев», а также 8 человек из других погибших селений, которым монастырь предоставил здесь землю. К этому времени дворов своих крестьяне еще отстроить не успели, но уже в 1627 г. в деревне насчитывалось 23 двора с 30 мужскими душами, которые распахивали до 76 дес. земли, а приписанные к ней пустоши оставались заброшенными и зарастали лесом толщиной «в кол».

Через двадцать лет число мужских душ достигло 74, проживавших в 22 дворах, а два двора стояли пустыми, владелец одного из них был переселен в д. Дудкино. А второй «ходил по миру и кормился Христовым именем».

Благодаря своему богатому владельцу, наличию большого количества земли, близости к Москве деревня быстро развивалась. Ко времени ликвидации монастырского землевладения она превратилась в крупнейшее селение округи с 70 крестьянскими дворами, и более чем четырехстами жителей. Крупным потрясением для нее явилась эпидемия чумы 1771 г., когда из 522 жителей деревни и соседнего Дудкино умерло 54 чел.

В экономических примечаниях к генеральному межеванию отмечено, что д. Саларьево расположена по обе стороны речки Сетуни, «грунт земли иловатый, к урожаю средственой. Покосы хороши. Лес дровяной. Крестьяне промысел имеют извозом и торгуют садовыми плодами. Посредственно зажиточны».

Не обошли стороной деревню и военные действия 1812 г. Во время пребывания здесь французов крестьяне Петр Алексеев, 55 лет, Василий Петров, 51 год, Василий Михайлов, 46 лет, братья Дмитрий и Василий Алексеев - 21 и 15 лет, Андрей Федоров, 15 лет «убиты неприятелем». Видимо, на месте их захоронения на левом берегу речки поставлен памятник в виде белокаменного креста с выбитыми на нем цифрами «1812». Как бывшим монастырским крестьянам, переведенным в управление коллегии экономии и сильно пострадавшим от французов, правительство выделило ссуду в 5748 руб. на «обсев полей, пропитание и приобретение скота».

В послевоенные годы в деревне открыты питейный дом, два постоялых двора и две лавки.

Исстари деревня находилась в приходе Георгиевской церкви с. Переделец, находившейся в 5 верстах. «По нашему обычаю, - писали крестьяне в консисторию, - в день Вознесения Господня приглашали мы причт Георгиевской церкви со святыми иконами для молебствования на засев ярового хлеба, да в неделю святой Пасхи причт с иконами ходит по селению два дня... А в зимнее время престарелые по холоду, а в летнее время большая часть из нас по работам сельским лишаются в праздничные дня всякого богослужения...
Все мы желаем осуществить давно желанную мысль о постройке в деревне часовни. Мы намереваемся приглашать причт накануне праздничных дней для совершения всенощной, поминовений усопших, служения панихид, крещения детей. А в летнее время ставить в часовне умерших до дня погребения. Имея часовню, мы могли бы на Пасхе не отпускать иконы в село в первый день, а ставить их в часовню, где могли бы отслужить вечернее пение, а на другой день утреню. Иконы для оной жертвует священник Георгиевской церкви С.И. Зерчининов из старой церкви, вместо которой в с. Переделец построена каменная».

Получив разрешение, жители деревни в 1869 г. в 30 м от крестьянских дворов, рядом с прудами и дорогой каменной, построили часовню, размерами в 5,7 м в квадрате, покрыв ее тесом.

После отмены крепостного права усиливается процесс расслоения крестьян на более или менее состоятельных и бедных. Значительная часть их вынуждена искать средства для существования на стороне. В1876 г. из 300 проживавших в деревне мужчин 85 взяли паспорта для работы или приработка вне деревни, т.е. почти все взрослое мужское население. К ним присоединились 32 женщины. По обследованию 1883 г. из 97 домохозяев не было ни одного, кто выкупил бы свой надел, а недоимок «по случаю неурожая хлебов и бывшего в 1880 г. пожара» скопилось более 2 т. руб. К этому времени 11 хозяйств не имели своих изб и скота, наделы свои они отдали в аренду, а сами перебрались в Москву, где четверо работали кузнецами, трое торговали, остальные работали на фабриках или в мастерских. Столько же домохозяев хотя и имели в деревне избы, но землю не обрабатывали, поступив в Москве в работники, занимаясь извозом или открыли свои лавочки.

В конце XIX - начале XX вв. жители деревни М.О. Туманов и Н.В. Баканова содержали чайные лавки.

Между тем часовня в деревне стала ветхой, и саларьевцы все более склонялись к мысли о необходимости строительства небольшой каменной церкви, и даже собрали с этой целью 1000 руб. Но этих денег для задуманного явно не хватало. Выручил местный житель Н.А. Цветков, который выделил необходимую сумму и договорился с архитектором И.С. Кузнецовым о разработке проекта храма. Строился храм менее полутора лет на месте разобранной часовни и был освящен 31 августа 1902 года преосвященным Трифоном, епископом Дмитровским во имя Тихвинской иконы Божией Матери. По свидетельству очевидцев, он был «прекрасной архитектуры и хорошо отделанный внутри».

По данным священника Петра Зверева в 1917 г. доход церкви исчислялся в 3 т. руб., что значительно превышало доходы соседних церквей. Кроме того, в ее распоряжении имелось на 4,3 т. руб. банковских билетов и ценных бумаг.

В 110 дворах деревни проживало 629 чел. Как и 8 других селениях, в начале 30-х гг. здесь был образован колхоз, славившийся своей молочно-товарной фермой. В годы Великой Отечественной войны с фронтов не вернулись 77 жителей деревни, о чем напоминает памятник им, сооруженный земляками рядом с памятником 1812 г.

К теме:
Торжественное открытие нового памятника в деревне Саларьево
Развлекательный комплекс «Фристайл Парк» (в Саларьево)
Историческая справка города Московский
Все для фронта, все для победы!
Молебен в честь великомученика Георгия Победоносца

 



Hosted by uCoz